Воскресенье
28.04.2024
23:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
КУЗНЕЧИК
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории каталога
красота и здоровье [0]
психология [4]
семья [1]
дом [0]
работа [1]
досуг [1]

Главная » Статьи » МАМА » семья

В помощь маме первоклассника
Вопрос: Юлия

Добрый вечер, Алёна! Очень рада, что Вы есть! Ваши ответы на вопросы приносят пользу! Прочитала статью"помощь первокласснику", хотелось бы уточнить некоторые моменты, для меня эта тема сейчас очень актуальна, не хотелось бы "наступать на те же самые грабли" (второй ребенок идет в школу!). Ниже я выделила те моменты, которые хочется уточнить, те, которые вызывают наибольшую сложность, большая просьба: не оставьте без внимания эти вопросы, я очень надеюсь на Вашу помощь и заранее Вам благодарна! Юлия.

- Ваш совет: "Не раздражайтесь и не считайте потерянным то время, которое Вы проведете, сидя рядом с ребенком за письменным столом".

Как мне не раздражаться, это происходит само собой, почему мне не считать это время потерянным? Пожалуйста, объясните, умом понимаю, но в глубине души нет...

- Ваш совет: "Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Разве своим невмешательством я не показываю свое равнодушие?

- Ваш совет: "Ни в коем случае ничего нельзя делать за юного ученика".

Если он сам не может, а времени уже нет, пора спать ложиться! Что делать? Помогите!

- Ваш совет: "Постарайтесь внушить ребенку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напоминать про уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой".

Как? Какими словами ему об этом сказать, чтобы ему стало понятно?

- Ваш совет: "Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе".

Чем тогда его заинтересовать, чтобы он выполнил задание? Он выполняет только тогда, когда я что-нибудь пообещаю или напугаю папой!

- Ваш совет: "Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио".

Какого именно аудио? Сказки или песенки? Можете ли Вы порекомендовать что-либо конкретное?

- Ваш совет: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

Это фраза не совсем понятна, будьте добры, поясните подробнее.

Ответ: психолог Алёна Москвина

Здравствуйте, Юлия! Спасибо за Ваши вопросы - накануне нового учебного года они весьма актуальны. Прежде чем приступить к ответу, считаю необходимым оговориться: статья " Помощь первокласснику " написана другим сотрудником нашего виртуального журнала, не хотелось бы присваивать себе чужое авторство. Но прокомментирую некоторые моменты этой полезной статьи с большим удовольствием, т.к. очень хорошо представляю себе тот стресс, который испытывают родители школьников (особенно первоклассников) перед новым учебным годом.

Итак, начнём (для лучшего понимания проблемы немного не по порядку вопросов).

Невмешательство в дело, которым занят ребенок (если он не просит помощи) НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ РАВНОДУШИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Для ребёнка главное не Ваша помощь, а Ваше присутствие, нахождение взрослого в поле зрения малыша. Просто будьте где-то поблизости (при этом необязательно сидеть с ним рядом за письменным столом), отвечайте на его вопросы, если они возникнут, иногда поглядывайте в сторону ребёнка, чтобы он чувствовал Ваше присутствие, ободряйте, хвалите (даже в том случае, если не очень хорошо получается, но если Вы видите, что ребёнок старается). После завершения деятельности обязательно посмотрите на результаты, похвалите (что будет содержать в себе сигнал о Вашей заинтересованности в делах ребёнка). Обязательно скажите своему ребёнку о том, ЧТО ИМЕННО у него очень хорошо получилось, а ЧТО стоило бы доработать, улучшить (поясните, как именно). Поинтересуйтесь о том, что вызывало у него затруднение, чувствует ли ребёнок радость оттого, что у него получилось выполнить сложное задание, огорчается ли оттого, что что-то не получилось и т.д. Если же Вы будете вмешиваться в сам процесс деятельности, то ребёнок очень быстро начнёт думать, что ничего у него не получается, что он самостоятельно не способен справиться с заданием, пропадёт тяга к самостоятельности и упадёт самооценка, исчезнет уверенность в себе со всеми вытекающими отсюда последствиями (крайне печальными). Хочу заметить, что одной из составляющих уверенности в себе является ощущение равноправия. А бесконечный контроль, указания, запреты и слишком большое количество ограничений сводят это чувство на нет, заставляя ребёнка угнетённо и безнадёжно подчиняться силе своих родителей, против которой он ничего не может сделать. Это ужасное ощущение беспомощности остаётся в душе растущего человека на долгие годы. И раз уж без некоторых управляющих воздействий нам всё же не обойтись, то прежде чем их вводить, стоит продумать, как сделать это так, чтобы причинить ребёнку наименьший психологический вред (см. " Ребёнок-плакса ").

ВЫВОД: не вмешивайтесь, но будьте рядом, подбадривайте своё чадо; если что-то не нравится, будьте корректны в выражении своего недовольства, сведите ограничения к необходимому минимуму. Опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми (как консультативный, так и коррекционно-развивающий), я неоднократно убеждалась в том, что МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ по-разному относятся к поддержке со стороны взрослого: если ДОЧКЕ предстоит выполнить какое-то сложное задание, и Вы хотите её поддержать, замотивировать, скажите: "Это задание НЕ ОЧЕНЬ сложное, ты уже ПОХОЖЕЕ ДЕЛАЛА, не волнуйся - у тебя обязательно получится". Если СЫН сел делать уроки, то такая ободряющая формулировка ему не подойдёт. Всё с точностью до наоборот: "Это задание ОЧЕНЬ сложное, но я знаю, что ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПРАВИШЬСЯ". Сказали и на время можете заняться своими делами, а Ваши слова для ребёнка будут означать, что Вы в нём уверены - это прибавит ему сил.

Конечно же, любые слова, сказанные Вами, должны быть искренними - дети очень хорошо чувствуют фальшь, а фальшь в отношениях близких людей ещё никогда до добра не доводила.

Ни в коем случае ничего нельзя делать за юного ученика. Данная рекомендация продолжает идею предыдущей, её несоблюдение приводит к аналогичным плачевным последствиям. Ребёнок очень быстро поймёт, что незачем ему решать трудную задачу, если мама вечером сама за него её решит. О воспитании ответственности за свои поступки в данном случае можно забыть.

Вы спрашиваете: "Если он сам не может, а времени уже нет, пора спать ложиться!" Данная ситуация не должна возникать в принципе. Единственная возможность её появления описана в предыдущем абзаце. Не задают в начальной школе на дом столько, что нужно сидеть допоздна. Исключениями являются некоторые гимназические классы, в которых избыточно перегружают программу обучения, и учителя по каким-то причинам предъявляют явно завышенные требования. Но, повторюсь, это редкие исключения. Если Вы считаете, что это относится к Вашему случаю, то настоятельно рекомендую задуматься над переводом ребёнка в другой класс или школу. Если это не Ваш случай, то давайте подумаем над тем, почему возникает такая ситуация, что ребёнок до конца дня не успел сделать уроки. Первоклассник на все свои домашние уроки должен тратить порядка полутора часов в день. Как он может не успеть? Может, конечно, сидеть за столом и играть в машинки (куклы), может разглядывать задачу, не вдумываясь в её смысл, может делать что-то ещё, не делая уроки. Но если у ребёнка есть режим дня, соблюдение которого поощряется родителями, всё его свободное время, а также часы подъёма и отхода ко сну расписаны (и ребёнок в курсе), то его внутренние биологические часы работают достаточно чётко, создавая благотворную почву для учёбы и отдыха. В этом случае описанная Вами ситуация (если, конечно, на это нет веских причин) в принципе не возникает. Если она всё-таки есть, ищите причины и их устраняйте. Что касается причин, то основными из них являются:
Задержка психического развития.
Хронические соматические (астма, сердечные и эндокринные заболевания и т.д.) или длительно протекающие инфекционные заболевания, вызывающие общую астенизацию (как физическую, так и психическую) организма.
Явное несоответствие интеллектуального уровня ребёнка требованиям, предъявляемым программой. Поясню. В настоящее время многие родители совершают нелепую ошибку, обрекая своих детей на "школьные" страдания и часто на снижение иммунитета. Она состоит в том, что, поддавшись своим личным амбициям, они отдают своё чадо (без учёта его психологических возможностей и особенностей состояния здоровья) в классы с повышенной нагрузкой: гимназические классы, так называемые классы повышенной мотивации, в школы с ранним изучением нескольких иностранных языков, в классы с сомнительными или довольно сложными экспериментальными программами, которые, кстати, часто не имеют своего продолжения в средней школе. Вот и выходит, что в начальной школе ребёнок изучает математику в объёме 5-6 класса, не научившись при этом решать простейшие задачи, химию, которая ему ещё не нужна, пишет громоздкие доклады по истории, которые не в состоянии пересказать и пр. От нагрузки и непонимания он сидит с домашней работой до умопомрачения. А надо ли ему всё это (или это нужно его родителям)? Причём в этом случае сидение рядом с ним принципиально делу не поможет.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Означает это следующее: не выучил уроки - иди и получай двойку, второй раз не выучил - получай вторую. Все мы помним, что двойки получать неприятно, поэтому у ребёнка начнёт формироваться мотивация - выучу уроки, получу пятёрку, меня похвалят, или - не выучу, поставят двойку, ребята в классе будут надо мной смеяться, что неприятно. Только не поддавайтесь на шантаж - ребёнок может начать получать двойки Вам назло, как бы демонстрируя, что это Вы не сделали ту работу, за которую поставили плохую оценку. Если шантаж не получит подтверждения, то он со временем пройдёт, но для этого нужно запастись терпением. Кроме этого важно понимать, что совершать ошибки - это нормально, они создают почву для личностного роста человека, для нового понимания мира. Не нужно защищать ребёнка от них (вырастет инфантильный человек), равно как и не стоит ориентировать его на то, что всё должно быть выполнено идеально, ТОЛЬКО НА ПЯТЬ. Второе не многим лучше первого, т.к. в таком случае Вы способствуете формированию у своего ребёнка такого качества личности, как перфекционизм (иначе говоря - чрезмерное стремление к совершенству), что способно сильно мешать человеку в его будущей взрослой жизни (информацию на эту тему можно найти в консультации " Я вся такая правильная ").

Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.

Вы спрашиваете: "Чем тогда его заинтересовать, чтобы он выполнил задание? Он выполняет только тогда, когда я что-нибудь пообещаю или напугаю папой!". К сожалению, этот вопрос говорит о том, что весь процесс воспитания в Вашей семье организован не совсем верно. Любознательность - это естественная и сильно выраженная мотивация каждого ребёнка, если, конечно же, он растёт и развивается в психологически благоприятной среде. Если это так, то он хочет как можно больше узнать, как можно больше попробовать сделать. Уроки не так интересны, как игры, но тем не менее они не входят вразрез с интересами малыша, если только значимые взрослые (как правило родители) не поставили какие-то барьеры. Часто ими бывают чрезмерные запреты, которые у ребёнка формируют стереотип поведения, не позволяющий ничего делать без указаний взрослого (боится писать решение задачи в тетради - вдруг неправильно?). Аналогично работает частая критика со стороны взрослых (это не так сделал, это надо было сделать по-другому). Могут быть и другие варианты, суть которых сводится к тому, что взрослые не дают ребёнку принимать самостоятельные решения, совершать самостоятельные поступки, жить своей жизнью... Подумайте, какие именно барьеры поставили Вы между ребёнком и школьными знаниями. Их надо убрать.

Постарайтесь внушить ребенку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напоминать про уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой.

Вы спрашиваете: "Какими словами ему об этом сказать, чтобы ему стало понятно?". Слова в данном случае играют второстепенную роль, важно то, как именно Вы это будете говорить, т.е. интонация, мимика и т.д. А это уже зависит от того, каким внутренним смыслом Вы наполните свои слова. Если Вы вложите в них часть своей души, то ребёнок Вас поймёт, может быть не с первого раза (особенно если ни Вы, ни он к такому не привыкли), но обязательно поймёт. Если Вам не удастся вложить в слова свою душу, то, как бы ни был красив и совершенен текст Вашей речи, нужного результата не будет. Кроме того, это не один разговор, а своего рода воспитательная политика, при которой постоянно все удобные моменты используются для того, чтобы подчеркнуть важность знаний (разумеется, только не переусердствуйте, не берите пример с навязчивой рекламы). Например, посмотрели детский спектакль про Незнайку, обратите внимание на то, что ряда неприятностей он мог бы избежать, если бы учился так, как Знайка. Особенно хорошо воспринимаются детьми личные примеры родителей, рассказы о том, как они преодолевали школьные трудности, различные жизненные проблемы (опять же с помощью знаний, полученных в учебных заведениях и из книг).

Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе при помощи хорошего детского аудио.

Здесь речь идёт о том, что для развития познавательной сферы ребёнка (в неё же входят такие психические процессы, как память, воображение, мышление, речь, которая напрямую связана с ним, внимание как процесс, обслуживающий всю познавательную сферу, и др.) с ним необходимо:
много общаться, причём на разные темы,
читать,
рассказывать какие-то моменты, близкие его возрасту, но являющиеся при этом частью Вашего личного жизненного опыта.

Безусловно, очень много говорить с ребёнком трудно, как бы мы его ни любили, особенно трудно приходится родителям детей-экстравертов, у которых с ранних лет в принципе рот не закрывается. В таких ситуациях Вам на помощь как раз и может прийти специально подобранное детское аудио. Например, ребёнку пора спать, обычным "ритуальным" элементом отхода ко сну является чтение книги, но сегодня на это у Вас нет сил, времени, настроения (всякое бывает). Прекрасной заменой этому будет аудио-сказка. Практически любому ребёнку будет интересно и полезно послушать аудиопостановки, соответствующие его возрасту (для первоклассника - это, прежде всего, поучительные рассказы и сказки, и, на мой, взгляд, лучше сказки авторские, а не народные). Вот примерный перечень авторов, которые подойдут для первоклассника: рассказы и сказки Виталия Бианки и Бориса Житкова, произведения Валентина Катаева, юмористические и в то же время поучительные рассказы Виктора Драгунского (к примеру, младшие школьники очень любят книгу "Двадцать лет под кроватью") и многое другое. Можно поступить проще: ознакомиться с оглавлением учебника по чтению (который будет начат во втором полугодии 1 класса) и, отобрав понравившиеся произведения, купить их аудиоверсии (благо, что сейчас их предостаточно).

Можно использовать и детские песни, содержание которых хорошо понятно малышу. Тем не менее детское аудио в данном случае - вспомогательный инструмент. Основной фактор развития речи ребёнка - это разговор с родителями, причём непременно с каждым из них (мама и папа говорят с ребёнком о разном, а даже если об одном и том же, то ПО-РАЗНОМУ - всё это элемент развития). Разговаривайте с малышом как можно больше, на разные темы, особенно на те, которые он сам Вам предлагает. Старайтесь говорить правильно (грамотно), интересуйтесь, понимает ли (или как именно понимает) ребёнок значение тех или иных слов и фраз, чаще поясняйте свои слова, проводите аналогии.

Не раздражайтесь и не считайте потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с ребенком за письменным столом.

Вы спрашиваете: "Как мне не раздражаться, это происходит само собой, почему мне не считать это время потерянным? Пожалуйста, объясните, умом понимаю, но в глубине души нет..." Именно из-за такой формулировки вопроса он оказался самым сложным для рассмотрения, и пришлось ответ на него переместить в самый конец. Дело в том, что в Вашем вопросе скрывается серьёзная психологическая проблема, которая в наше время, к сожалению, свойственна многим людям. Её сложно изложить кратко, но я попробую. Человеку для того, чтобы он не чувствовал прожитую жизнь бесполезной и никчёмной, нужно оставить в этом мире что-то значимое. Для некоторых это гениальное открытие или бессмертная симфония, но для большинства - это их дети, продолжатели рода и традиций, продолжение нас самих. Но Человек в своём эволюционном развитии "перерос" всё остальное животное царство, поэтому родить и вскормить потомство - этого недостаточно. Детям надо передать не только свои гены, но и свою душу, иначе в рождении ребёнка нет никакого смысла (кроме поддержания численности человеческой популяции, разумеется). Если первое (передача генов) сделано при рождении, то передача второго - долгий, трудный и творческий процесс.

Но без него Ваш ребёнок будет Вашим только отчасти. И время, проведённое Вами рядом с письменным столом ребёнка - это и есть один из важных моментов, когда Вы не только помогаете Вашему ребёнку входить в новый для него мир, но и передаёте ему свои знания, свой опыт, своё мировоззрение, а значит и ЧАСТЬ СЕБЯ. Это гораздо важнее пыли на антресолях, разговора с подругой и очередного сериала. Своим участием Вы продолжаете процесс рождения ребёнка, только не как биологического индивидуума, а как личности. Как можно это время считать потерянным? Более того, так будет не всегда. Дети растут, а потом мы с грустью вспоминаем, как раньше они просили читать им сказки, как просили посидеть рядом - ведь дописать строчку в прописи - это так сложно, или полежать рядом. А потом они вырастают, становятся самостоятельными, уже не хотят вторжения в их личное пространство, а мы грустим оттого, что прежних впечатлений, ощущений у нас уже не будет никогда.

Кроме вышеописанного, Ваше раздражение связано также и с тем, что Вы, по всей видимости, предъявляете к ребёнку нереально завышенные требования. Напомните себе, что малыш только начинает учиться, поэтому он не может писать буквы ровно, он не может не делать глупейших ошибок (в том числе неоднократно), он не может не забывать строчки стихотворения, спортивную форму и дату родительского собрания. Подходите к нему с пониманием, доброжелательным пониманием.

Пусть Ваш ребёнок радует Вас своими школьными и не только школьными успехами!

С уважением, Алёна Москвина

Источник: http://www.greenmama.ru

Категория: семья | Добавил: Настька (10.09.2007) | Автор: Алёна Москвина
Просмотров: 1442 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz